Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

«Автоматизация звуков у детей с ТНР в игровой деятельности»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

 «Гимназия» г. Старая Русса

структурное подразделение «Детский сад № 17 «Светлячок»  

 

«Автоматизация звуков у детей с ТНР в игровой деятельности»

 

 Евстафьева Светлана Александровна

учитель-логопед

 

 

Когда учиться легко, учиться хочется!
Использование разнообразных игровых методов и приемов на разных этапах логопедического воздействия позволяет ускорить процесс автоматизации поставленных звуков в речи детей и сделать этот процесс более интересным как для ребенка, так и для педагога.
На  этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи. Наиболее сложной по разнообразию игр является работа над слогами. Отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребёнка конкретного образа, не осознаётся им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать хотя бы слуховую ассоциацию, то слог весьма абстрактное понятие для дошкольника.
Игровые методы и приёмы позволяют решить сразу несколько задач:
-побудить в ребёнке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
- расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
- активизировать процессы восприятия, внимания, памяти.
Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей. Как  установлено психологом З. И. Истоминой, в игре, дети в 1,5 – 2 раза успешнее запоминают предложенное слово, чем по прямому заданию повторить его.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается произносить поставленный звук в слогах, словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. В этот период работы необходимо занятие по автоматизации звуков превратить в увлекательную игру.
Мы используем следующие игровые методы и приемы:
«Упражнение с волчком». Деревянный волчок раскручивается поочередно большим и указательным пальцами, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем. Пока волчок крутится, ребенок произносит отрабатываемый звук.
«Поющая веревочка». Наматываем ленточку на палец, произнося заданный звук.
«Скажи столько же раз». Бросить кубик, посчитать точки – сказать заданный звук столько же раз (опора на зрительный анализатор); выбрать одну перевернутых карточек, посчитать сколько нарисовано кружков (цветочков и т.п.) – проговорить звук столько же раз; ребенок закрывает глаза, логопед ударяет несколько раз пальцем по ладошке ребенка – ребенок считает и проговаривает звук (опора на кожно-кинестетический анализатор) и др.
При автоматизации звука  в словах детям очень нравятся такие игры:
«Найди все» (универсальная игра) – найти в кабинете (группе) все предметы с заданным звуком.
«Сухой бассейн». В крупу зарыты игрушки с автоматизируемым звуком. Ребенок достает игрушку, проговаривая в названии определенный звук.
При автоматизации звука в предложении используем эффективную и полезную игру «Живое предложение», когда дети сами становятся «словами» и, взявшись за руки, образуют «предложение». Эта игра позволяет детям усвоить понятие, что предложения состоят из слов, слова в предложении стоят по порядку.
«Пройди на лыжах». Ребенок ставит ноги в коробки из-под обуви, шагает как на лыжах от одного конца комнаты до другого, проговаривая чистоговорку или предложение и др.
Также нами широко используются готовые авторские пособия. Предлагаю вашему вниманию наиболее полюбившиеся детям игры из пособия З.Т. Бобылевой:
«Посмотри и назови» (автоматизация звука ш в слогах и фразах);
«Назови и подари» (автоматизация звука ш  в словах и фразах);
«Будь внимательным!» (дифференциация звуков ш и ж в словах и фразах);
«Зевака» (дифференциация звуков ш и ж);
«Выбери и назови» (дифференциация звуков ш  и ж в словах и фразах);
Из пособия Н.Е. Ильяковой:
Автоматизация и дифференциация свистящих звуков;
«Угадай, чего не стало»;
«Вспомни и назови»;
«Подружи слова»;
«Посмотри и назови»;
«Выбери картинку и составь предложение»;
Из пособия Н.В. Нищевой:
«В огороде у козы Лизы» ( автоматизация звуков с, р;
дифференциация свистящих звуков);
«У белочки в гостях»(автоматизация звука ч в словах и предложениях);
«Веселый повар» (автоматизация и дифференциация сонорных звуков).
Игры можно рекомендовать родителям для занятий дома, в привычной обстановке, что способствует максимальной эффективности педагогической коррекции.
 
Литература:
Шичанина О.В. Игровые приёмы коррекционной работы по автоматизации поставленных звуков.
Логопед – 2005.
Черноусова Ю.В. Автоатизация звуков с помощью игровых приёмов.
Логопед – 2006.
Комарова Л.А. Новые подходы в системе коррекционных занятий по автоматизации звуков.
Логопед – 2008.
Сазонова Л.В. Игровые приёмы автоматизации звуков в слогах.
Логопед – 2009.
Серова К.Ю. Развитие навыков самоконтроля в процессе автоматизации звуков у старших дошкольников с ФФННР посредством игровой мотивации.
Логопед – 2009.
Русакова О.Г. Автоматизация звуков с помощью наглядно-игровых приёмов.
Логопед – 2010.