Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Мастер-класс «Традиционная лоскутная кукла» как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам народной культуры

МДОУ ЦРР – д/с «Классика» г. Нерюнгри

 

Мастер-класс  «Традиционная лоскутная кукла»

как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста

к истокам народной культуры

 

 

 

Швыченкова Оксана Юрьевна

Старший воспитатель

 

Цель мастер – класса:  повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития духовно-нравственных и социокультурных ценностей, творческих способностей дошкольников при изготовлении народной куклы.
Задачи:
Познакомить с основными техническими приемами изготовления традиционной народной куклы «Колокольчик»;
Активизировать использование народных лоскутных кукол в совместном творчестве взрослых и детей;
Вызывать интерес к данному виду творчества, желание педагогов применять его в практической деятельности;
Создавать эмоционально положительную атмосферу, вызывать радость и чувство удовлетворения от полученных результатов совместной деятельности.
Участники мастер-класса: воспитатели детских садов.
Планируемые результаты:
повышение профессиональной компетенции педагогов в создании благоприятных условий  для развития духовно-нравственных и социокультурных ценностей
изготовление куклы «Колокольчик» (на слайдах).
Оборудование: проектор,  экран, компьютер, музыкальная подборка р.н. мелодий,  презентация, куклы-обереги, лоскуты ткани, вата, нитки, ленточки, красные, синие, желтые ленточки, схемы для педагогов.
 
 
 
Ход мастер-класса:
Вступительная часть.
Здравствуйте, уважаемые гости! Спасибо, что пришли сегодня на мастер-класс.
Одним из направлений нашей работы является формирование патриотических чувств у детей дошкольного возраста. Мы считаем, что каждый ребенок должен знать культуру и традиции своего народа. Поэтому сегодня я пришла в образе мастерицы, рассказать вам о народной культуре.
Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогики, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: формирование патриотизма, активной жизненной позиции, творческого подхода в решении различных жизненных ситуаций, уважения к традиционным ценностям (слайд).
Все это находит свое отражение в ряде нормативно – правовых документов. Одной из задач ФГОС дошкольного образования является объединение образования и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. Приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности, так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытность.
Наша страна обладает богатым духовным, культурным и историческим прошлым. Источником такого наследия для наших детей может стать традиционная народная кукла, которая была незаслуженно забыта.
Тряпичная кукла – кладезь народной мудрости, хранительница преданий, обрядов и традиций своего народа. Традиционная народная кукла воспитывала в детях любовь к труду, уважение к родине, к семье. Традиционная тряпичная кукла – это не только основной источник игр, но и самое доступное и эффективное средство обучения и воспитания детей. Возвращение этой рукотворной лоскутной фигурки в дошкольное детство способствует изменению и возникновению нового качества жизни, помогает раскрыть возможности ребёнка, воспитать его, как свободно развитую личность.
Кукла не рождается сама: ее создает человек. Она обретает жизнь при помощи воображения и воли своего создателя. Являясь частью культуры всего человечества, кукла сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
Использование народной куклы в работе с детьми играет важную роль:
-она является близким другом для ребенка;
-в играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие;
-главное в этих играх – эмоциональный контакт;
-дети не просто привыкают к куклам – они привязываются к ним, как к живым существам.
В процессе изготовления традиционной тряпичной куклы  мы формируем у детей интерес к истории и культуре русского народа. Решаем ряд задач, таких как:
1.Знакомство с традициями и обычаями русского народа посредством ознакомления с историей создания традиционных народных кукол, материалов из которых они изготавливались (тряпичных кукол), их смыслового значения для людей.
2.Воспитание духовно - нравственных качеств личности на основе познания истории создания и смыслового значения рукотворных кукол, такие, как послушание, уважение к старшим, любовь к близким, милосердие, терпение, доброта.
3.Воспитание эстетического вкуса при изготовлении куклы, трудолюбие, аккуратность.
4.Заинтересованность в возрождении и сохранении народных традиций рукоделия.
Изготовление  кукол можно начинать с детьми старшего дошкольного возраста. Представьте себе, сколько радости испытает ребенок, когда на его глазах в его маленьких ручках из обычной тряпочки «родится» настоящая игрушка, а с какой нежностью и заботой ребенок будет обращаться со своим «творением»,  он никогда не бросит ее на пол, у него не возникнет желания «распотрошить» ее затем, чтобы узнать, что там внутри, потому, что он сам ее сотворил.
Занятия с детьми помогут просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, о его истории, научат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать.
Вместе с тем, в процессе этих занятий сформируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается  мелкая моторика.  Все эти качества и навыки окажут неоценимую помощь ребенку для успешной учебы в школе.
Теперь у нас в группе есть целая семья кукол. Они заняли своё место в мини-музее «Народная кукла». (слайд) Дети с удовольствием придумывают сюжетно-ролевые игры с применением изготовленных ими кукол, испытывая чувство радости от общения друг с другом.
 
В современном мире игрушек великое множество. Магазины предлагают
нам их в огромном количестве и на любой вкус. Нам от этих игрушек не уйти. Но мы можем разнообразить и дополнить мир игрушек наших детей настоящими исконно русскими тряпичными куклами.
Сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, отправиться в прошлое нашей истории и побывать в старинном селе на посиделках…..
С давних времен кукла была традиционной игрушкой русского народа. Она сопровождала человека с рождения до смерти и была атрибутом любых праздников.
Традиционная кукла обладает рядом особенностей.  Её изготовление не требует жесткой системы выкроек и лекал. Поэтому единый технологический процесс всегда дает индивидуальный результат. Куклы подобны, но не одинаковы. Они безлики, но не безличны. В каждой проявляется индивидуальность, характер исполнителя.
При изготовлении отсутствует понятие неудачи, неправильности. Каждая кукла является особенной, неповторимой. Кукла без лица считалась недоступной для вселения в нее злых сил. Согласно народным традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя пользоваться иглой и ножницами. В наряде куклы всегда должен присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья и радости.
Еще древние считали, что красный цвет обладает охранительным действием, оберегает от сглаза и травм. Важной деталью куклы была грудь - напоминание, о ее связи с культом плодородия и материнства.. В семье для своих детей куклы выполняли из старых вещей. Это был ритуал кровной близости. Считалось, что ношенная ткань хранила родовую силу и воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подол рубахи и фартуков. Лоскут всегда рвали руками. Кукла берет на себя сглаз и порчу, нездоровье, печаль, неудачу, избавляя своего хозяина от невзгод жизни.
Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута, специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, показывая родственную любовь и заботу.
Сегодня я предлагаю вам попробовать сделать
Куклу - тряпичную,
А значит необычную!
До сих пор она без лица -
Решил так человек!
Чтоб злые духи не могли
Вселиться в куклу - оберег!
Хранит покой и счастье,
Здоровье бережет
Учит быть мастерицами
И к доброте зовет!
Пожалуйста, располагайтесь в нашей лавке мастеров. Все мы — женщины.
Каждая из нас волшебница, хранительница домашнего очага, фея. Все в этом
мире держится на женщине. Всем женщинам - феям посвящается.
Фея знала свое дело,
И, летая в небесах,
Днем и ночью, то и дело
Совершая чудеса.
Фея кукол создавала,
Мастерила, колдовала,
Все, чего она касалась,
Оживало, просыпалось.
И в ее руках послушно
обретали куклы души.
Ведь у кукол судьбы тоже
С человеческими схожи.
А потом свои трофеи
Раздавала людям фея.
Потому что это средство,
Чтобы вечно помнить детство.
(Л. Рубальская)
Куклу-Колокольчик изготовляли как оберег для дома. Она считалась куклой добрых вестей. Ещё её называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы — Валдай. Эта кукла проста в изготовлении. На ней три юбочки (три царства, как в сказках - медное, серебряное, золотое; и счастье у человека складывается тоже из трех частей, если телу хорошо, душе радостно, дух спокоен, то человек вполне счастлив).  На головке красивый платочек. А звонкий колокольчик внутри куколки напоминает нам о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками, а, может ещё о чём – то родном и дорогом для каждого из нас. От одного взгляда на куклу теплеет внутри и поднимается настроение. Изготовив куколку Колокольчик своими руками, и подарив, со словами: «Кого люблю – тому дарю!», мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.
Кукла просто загляденье,
Детям всем на удивленье,
Коль хотите научиться
Эту куклу мастерить
Вам придется не лениться
И старанье приложить!
2. Демонстрация технологии выполнения работы, анализ наиболее важных моментов:
Для изготовления куклы «Колокольчик» нам понадобится:
Три квадратных лоскута ткани. Из них вырезаем три круга, диаметрами, например, 25, 20, и 15 см.
Квадрат со стороной примерно 20 см белой ткани для лица.
Небольшой кусочек красивой тесьмы для очелья (вокруг головки).
Цветной лоскутик треугольной формы – это для платочка.
Нитки для обвязывания.
Вата, ветошь или синтепон для головки.
Также каждому из Вас я предлагаю схему выполнения куклы.
 
 
Самостоятельное выполнение педагогами (Воспитатель, в процессе изготовления кукол контролирует приемы работы, помогает педагогам, затрудняющимся в выполнении задания). Не забываем смотреть на технологическую карту.
Берём вату (синтепон или ветошь) и скатываем в шарик.
Этот шарик кладём в центр большого круга и обвязываем его.
У нас получилась первая (самая нижняя) юбочка (желательно, чтобы нижняя юбочка была из более плотной ткани, так как на ней и будет «стоять» куколка).
Теперь возьмем круг поменьше, также ровненько надеваем и обвязываем. Вот и вторая юбочка получилась.
Теперь очередь самого маленького кружка ткани. Расположив головку в его центре, обвязываем. Вот и готова третья юбочка.
Квадратный белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.
Прикладываем сложенный таким способом белый лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. При необходимости расправляем складки на лице и фиксируем ткань ниточкой на шее.
Чтобы получились ручки у нашей куколки, надо загнуть острые кончики внутрь и сделать манжеты – цветными нитками завязать на расстоянии примерно 1 см от края.
Теперь прикладываем на головку очелье (повойник) – цветную тесёмку вокруг головы и привязываем его к шее куколки.
А теперь покрываем нашу куколку косыночкой и завязываем её под ручками сзади. Кукла Колокольчик готова! Молодцы!
Покажите друг другу, какие куклы у Вас получились. Что вы чувствовали при изготовлении куклы? Есть ли в ней настроение, характер?
Сделайте такую куклу вместе с детьми! Куколка, изготовленная своими руками, будет особенной и неповторимой, у каждого получится своя "кукольная история".
Рефлексия.
Мы сегодня прекрасно потрудились. Спасибо вам за внимание и доброжелательное отношение. Прежде, чем разойтись, предлагаю каждому участнику обозначить свои впечатления о мастер-классе, выбрав атласную ленточку любого цвета и украсить ими ручки нашей русской красавицы. Лента красного цвета – понравилось всё, синяя - хочу узнать больше, желтая - заинтересовало, буду внедрять в своей работе.
Итак, тема тряпичной народной куклы в современном мире востребована и актуальна! Мы не должны забывать о своём культурном прошлом. Именно народная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребёнка и лежать в основе его личности.