Лицензия на осуществление образовательной деятельности
№ 56-46 от 09.04.2021 г.
СМИ. Регистрационная запись ЭЛ № ФС 77 - 76118 от 12.07.2019 г. 
тел. 8-800-100-26-84
эл. адрес - centrideia@mail.ru
 

НАПИСАТЬ НАМ

 

 

ЦЕНТР ГРАЖДАНСКИХ         

            И МОЛОДЁЖНЫХ     

                       ИНИЦИАТИВ

 

Поиск

Для того, чтобы добавить материал в методическую копилку, необходимо войти на сайт, или пройти регистрацию.

Календарь мероприятий

ПОДПИСКА

Новости

15.05.2024 г.
Ежегодно 15 мая во всём мире отмечается Международный день семьи. В семье начинается жизнь...
14.05.2024 г.
Всероссийская социальная акция, посвящённая правилам безопасности в летнее время года «Лето...
13.05.2024 г.
Всероссийская патриотическая акция, посвящённая Дню России «Поздравь Россию с Днём рождения!»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс авторской фотографии «Летние мгновения…»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс литературных и музыкальных произведений «Строчки о лете...»
12.05.2024 г.
Всероссийский конкурс детского рисунка «Разноцветное лето!»
12.05.2024 г.
Всероссийский творческий конкурс «У матушки Природы четыре времени года: Лето»

Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла

МБОУ г.Иркутска гимназия №1

 

Правописание слов с непроверяемыми безударными

гласными звуками в корне

по методике преподавания и разработки уроков гуманитарного цикла

 

Почепцова Ирина Николаевна

 

учитель начальных классов

1 квалификационная категория

 

Конспект урока по предмету «Русский язык»
2 класс
Программа «Школа России», автор В.П.Канакина, В.Г.Горецкий
Ф.И.О. учителя: Почепцова Ирина Николаевна
МБОУ г.Иркутска гимназия №1
Тема:  «Правописание слов с непроверяемыми безударными гласными звуками в корне.»
Цель:
  -познакомить с правописанием слов с непроверяемыми безударными гласными в корне слова;
-совершенствовать каллиграфический навык; развивать речь, орфографическую зоркость.
Задачи:
На уроке дети будут:
Предметные результаты:
      - выделять в тексте слова с проверяемой и непроверяемой  безударной гласной ;
      - совершенствовать навык подбора проверочных слов.
      - писать слова с проверяемой и непроверяемой безударной гласной;
     - комментировать собственные действия при выполнении задания.
дети научатся:
  -   выделять в тексте  слова с непроверяемыми гласными звуками в корне слова;
    - совершенствовать каллиграфический навык .
Метапредметные:
- принимать и сохранять учебную задачу; (Р)
- осуществлять поиск необходимой информации  для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; (П)
- выделять существенную информацию из учебного текста.(П)
- учитывать разные мнения.(К)
 
Оборудование: Русский язык: учебник для 2 класса общеобразовательных организаций. В 2ч. Ч. 1/В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. -  6-е изд. – М.: просвещение, 2016. ИКТ, видеокамера,  презентация к уроку.
Место урока в системе уроков:  14 урок в разделе «Звуки и буквы».
Ход урока
Этап урока
                        Содержание. Деятельность учителя
Деятельность учащихся
I Организационный этап
Орг.момент
- Здравствуйте, ребята!
- Садитесь.
Один мудрец сказал такие очень мудрые слова. Давайте их прочитаем. 
Слайд 1
«Кто ищет трудность, находит мудрость».
– А теперь, дети, скажите, как вы понимаете смысл этого высказывания.
(Ответы детей).
– Так, как вы думаете, надо ли бояться трудностей?
Дети: Нет, надо учиться их преодолевать.
        – Пусть опыт, приобретенный на уроке, подарит вам мудрость. 
-Девизом нашего урока будут слова:
           Слайд 2
Если хочешь много знать, многого добиться, значит грамотно писать должен научиться
 
Принимать установку учителя
II  Мотивационный этап
          Слайд 3
Открываем тетради. Записываем число, классная работа.
-Начинаем работу с минутки чистописания. Выписываем буквы у,ы,э
– Отгадайте загадки, напишите отгадки:
 
Буквы-значки, как бойцы на парад,
в строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
и называется строй ...
(Алфавит)
 
Хозяин лесной, просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой.
(Медведь)

Расселась барыня на грядке,
Оделась в шумные шелка.
Мы для неё готовим кадки
И крупной соли полмешка. (капуста)
 
Маленький, беленький,
по лесочку прыг-прыг,
по снежочку тык-тык. (Заяц.)
Слайд 4 Самопроверка
 
 
Записывают в тетради:
-дату
-классная работа
- гласные
 
Выписывают  буквы
 
 
 
 
 
 
 
Выполняют  задание
 
 
 
 
Оценивают  результат деятельности.
Делают  вывод.
III
Целеполагание
Продолжим работать с загадками, а вы, отгадав их, скажете, какова тема нашего урока.
1.С неба падают зимой
И кружатся над землёй. (Снежинки)
2.Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста)
Слайд 5
Сн..жинки,  к..пуста
- Что можете сказать о пропущенных буквах? (Гласные, безударные)
-В какой части слова находятся? ( В корне)
- Это значит, что при выборе буквы нужно будет подумать.
- Как выбрать букву в первом слове?
Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, нужно изменить слово так, или подобрать проверочное слово, чтобы безударная гласная стала ударной.
Снежинки – снег
- Попробуйте то же самое сделать со словом капуста.
- Не удаётся подобрать проверочное слово?
- Как называют подобные слова? (Словарными)
- Их написание нужно запомнить.
-Итак, какова же тема нашего урока?
«Правописание слов с непроверяемым безударным гласными  в корне слова»
Вы сказали, что это словарные слова. Сделайте предположение, в русском языке таких слов много? Как вы думаете, стоит посвятить этим словам урок? А почему?
Написание словарных слов представляет для учеников и для взрослых настоящую проблему - проверить нельзя, а писать грамотно надо! Может быть,  у нас получится на уроке решить эту проблему? Давайте попробуем! Это и будет целью нашего урока.
Цель урока-решение проблемы грамотного написания словарных слов.
Ребята, предложите, пожалуйста, свои варианты решения этой проблемы-как научиться грамотно,  писать словарные слова?
Предполагаемые ответы:
-Выучить их наизусть.
-Всегда пользоваться орфографическим словарём.
-Придумать слова- запоминалочки (найти ассоциативный образ).
-Запомнить по написанию одинаковых букв, сочетанию букв .
Слайд 6
Перед серьёзной работой отдохнём, проведём физминутку.
Утром стрекоза проснулась
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою закружилась.
 
 
 
 
Определяют  тему урока,  ставят  цели урока
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понимать и принимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Анализировать образец написания слов
 
 
 
Выполняют элементарные
физические упражнения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
IV Основной этап. Закрепление изученного материала
Слайд 7
Работа по учебнику стр.103 упр 162
Прочитайте текст.
-Какие слова можете проверить, подобрав проверочное слово?
(Окном – окна, ветерок- ветер, веселится- весело, притаился – тайна, листочки- лист, бегут- бег)
- Написание,  каких слов нельзя проверить?
(дорожке, жёлтые)
- Почему нельзя проверить их написание? (Нет проверочных слов)
- Что же делать в таком случае? (Запомнить или посмотреть в словаре)
- Спишите второе  предложение.
-Как ещё можно можно запомнить написание словарных слов?(можно слова сгруппировать по написанию одинаковых гласных в корне слова или сочетаний букв)
Слайд 8
-Узнайте птиц по хвостику (сорока, ворона, воробей)
-Какое одинаковое сочетание букв в этих словах?(-оро-)
Слайд 9
Запишите слова.
-Какие из данных птиц живут у нас в посёлке?(сорока, воробей, ворона)
Вороны способны дружить. Если с птицей случиться беда, то её друзья обязательно придут на помощь. Будут опекать раненого друга, приносить ему пищу, пока птица полностью не поправится.
-Китайцы считают сороку птицей счастья, приносящей людям удачу.
Сороки собирают клещей из шкур крупных животных, усаживаясь к ним на спины.
- У воробьёв глаза построены так, что они  видит мир в розоватом свете.
Сейчас зима. Как мы можем помочь птицам зимой?
 
 
Устно подбирают слова с использованием приема комментирования
 
 
Повторяют изученный материал, с помощью разбора текста.
 
 
Делают вывод, что не все слова можно проверить
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
V Рефлексия
Слайд 10
Спишите слова, самостоятельно вставляя пропущенные буквы. Д..жди, яг..да, сн..гирь, ябл..ко,  т..грёнок, л..пата.
С одним из слов составить и записать предложение. Подчеркнуть грамматическую основу.
-Проверим работу
Слайд  11. Самооценка.
 
Анализ слов,
способы подбора
правила
правописания слов с
безударными
гласными
Оценивать свою работу на уроке
VI Итог урока
   - Подведём итоги:
-Над какой темой мы работали на уроке?
- Всегда ли безударную гласную в корне можно проверить ударением?
- Как быть со словами, в которых гласную в корне проверить невозможно?
- Оцените себя: если вы довольны работой на уроке, нарисуйте смайлик с улыбающимся ротиком. Если не очень довольны, нарисуйте неулыбающийся ротик.
 
 
Проводят самоанализ своей деятельности на уроке.
 
Отвечать на итоговые вопросы.